"Из истории ижорской земли"
Меню сайта

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Форма входа

Поиск по новостям

Друзья сайта


Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 716

Приветствую Вас, Гость 2024-04-26, 4:31 AM

"Из истории ижорской земли"

Современное местоположение посёлков Понтонный и Сапёрный в 19 веке входило в состав
 Ивановской волости Шлиссельбургского уезда, занимавшего северную половину санкт-Петербургской губернии.Подробное описание Шлиссельбургского уезда дано   "Памятной книжке санкт-Петербургской губернии за 1905 год", где рассказывается о географическом расположении уезда, сельском хозяйстве, промыслах, историческом прошлом края, его досторимечательных местах.В 19 веке Шлиссельбургский уезд представлял собой огромное болотистое пространство с клочками сухой земли, что заметно сказалось на расселении людей, которые проживали мелкими поселениями на небольших возвышенных пространствах. Река нева разделяла уезд почти на две равные половины, служила естественным путём сообщения для уезда и доставляла прибрежному населению хорошие заработки в виде рыболовства и судовых работ. Главное ископаемое составлял плитняк (Путиловский и Никольский камень). Затем следовали разного рода глины, годные для выделки кирпича, горшечных и лепных изделий. В заневской части уезда встречались отдельные массы и обломки гранита. По южному берегу Ладожского озера добывали камень, а с берегов Невы вывозили песок. В низких и болотистых местах встречался хороший торф. Занятие земледелием в лиссельбургском уезде было невыгодно,требовало больших затрат труда. Поэтому население предпочитало иные, постоянные и выгодные заработки. Большая часть населения жила разнообразными промыслами, что объяснялось
подстоличным положением уезда. Близость столицы вызвала развитие молочного, ягодного и грибного промыслов, дранье ивовой коры, плиточный промысел, судовой, а также отхожие промыслы (ремесленники,извозчики, прислуга, чернорабочие). К достопримечательным местам Шлиссельбургского уезда в "Памятной книжке" отнесено и сельцо Вознесенское (Корчмино) в двух верстах от Усть-Ижоры с населением в несколько сотен человек. При этом селении на реке Неве находилась писчебумажная фабрика Акционерного общества Г.И. Паллизен, выделывающая бумагу и древесную массу.На фабрике трудился 401 рабочий.В 1903 году здесь случился пожар, уничтоживший большую её часть. Деятельность фабрики замерла в 1907 году. В 1912 году она была продана Санкт-Петербургскому металлическому заводу, внимание которого привлекло её удобное расположение. На территории теперь уже бывшей фабрики создаётся "Ижорская верфь Санкт-Петербургского металлического завода". С этого времени начинается исторический отсчёт времени Средне-Невского судостроительного завода. В Корчмино также находились три кирпичных завода с большим производством строительного кирпича.
Два на правом берегу реки Малая Ижора под названием Верхний и Нижний, и один на левом берегу Малой Ижоры близ села Усть-Ижора. Около села Корчмино, в пяти верстах от станции Колпино был расположен Ижорский сапёрный лагерь.Начало XX века отмечено для наших мест строительством Санкт-Петербургско-Вологодской железной дороги, возведение которой (рубка просек, прокладывание по болотам временных дорог) началось в 1901-1902 годах. Трасса дороги пролегала по сильно заболоченной местности, серьёзные препятствия представляла и река Волхов. Дорога строилась отдельными участками, которые предполагалось соединить и открыть временное движение к концу 1904 года. Земляное полотно отсыпалось под один путь. Одновременно с укладкой железнодорожного полотна шло сооружение комплекса станционных зданий - депо, мастерских, товарных складов, багажных кладовых, платформ, жилых домов для служащих, пассажирских зданий. Регулярное движение поездов по всей линии Обухово-Вологда-Вятка, включённой в состав Николаевской железной дороги, началось 1 января 1906 года. Станция Рыбацкое была открыта в 1905 году. Остановочный пункт Ижоры - в 1911 году. В этом же году открыт и остановочный пункт Понтонная. Название восходит к понтонным воинским частям, родоначальником которых был лагерь понтонеров, созданный Указом Петра I от 19 февраля 1712 года. Остановочный пункт сапёрная открыт в 1905 году. азвание его связано с располагавшимся когда-то здесь сапёрным лагерем. В Понтонной для пассажиров было построено деревянное здание IV класса, обшитое тёсом, на каменном фундаменте и цоколе, с крышей, крытой железом. Пассажирская платформа была низкого типа, поверхность её засыпалась гравием или песком по утрамбовенному грунту. Вдоль платформы и до дверей пассажирского здания прокладывались дорожки из досок. Первоначальное движение по новой трассе составляли две пары пассажирских или товарно-пассажирских поездов со средней скоростью 30 километров в час и семь товарных(20 км/час). Остановка пассажирского поезда в понтонной составляла всего одну минуту. В 1912 году открывается регулярное железнодорожное сообщение через Понтонную. Именно в это время  закладывается Усть-Ижорская судоверфь на берегу Невы, на месте писчебумажной фабрики, а в 1910 году - Усть-Ижорский фанерный комбинат.Первые кирпичные здания: дом №8 по ул. Главной (сегодня улица Александра Товпеко), баня и трёхэтажное здание, в котором сегодня расположена поликлиника были

 построены в 1906 году.

 

Использованы материалы, подготовленные Светланой Скок, газета "Вести Понтонного".

Сайт управляется системой uCoz